Антипасха. Апостола Фомы

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой.

 

Праздник Антипасхи был установлен в IV в.. Поводом для него стал существовавший в то время порядок принятия в Церковь новых членов. Крещение оглашенных (катехуменов — греч.) т. е. тех, кто готовился к принятию таинства св. Крещения и прослушал в течение Великого поста специальные поучения о христианской вере (катихизис), совершалось накануне ночного пасхального богослужения, и те, кто принимал Крещение, облачались в белые крещальные одежды (лат.- альбы). Эти одежды полагалось носить все дни пасхальной седмицы, а на восьмой день после произнесения епископом слов молитвы и благословения белые одежды снимались и убирались в церковную ризницу, а новокрещеные облачались в обычную повседневную одежду. В одной из своих проповедей блаж. Августин называет второе воскресение после Пасхи “Dominica in Albis” (День Господень в белых одеждах).

 

На Божественной литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 20. 19-29.) о явлении воскресшего Господа апостолам и уверении апостола Фомы, который усомнился в истинности воскресения Христа из мертвых. Вечером первого дня Своего воскресения Христос явился перед учениками, даровав тем самым им великую радость. Однако Фома в то время отсутствовал, а когда услышал весть о воскресении от апостолов, видевших Господа, то усомнился и сказал, что не поверит в Воскресение до тех пор, пока сам не увидит и не дотронется до ран, нанесенных Христу во время крестных страданий. Спустя восемь дней, когда апостолы вновь собрались вместе, и Фома был с ними, Христос вновь явился им. Он повелел Фоме рассмотреть и осязать Его раны, с тем чтобы он поверил, что перед ним предстоит не призрак, а живой Иисус, его возлюбленный Господь и учитель. Фома, уверившись, воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” В ответ на это исповедание Христос говорит Фоме: “Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие!”

 

В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: “Пойдем и мы умрем с Ним” (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.

 

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, – отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). “Вложу руку мою в ребра Его” — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

 

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: “И не будь неверующим, но верующим”, то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

 

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: “Блаженны не видевшие и уверовавшие…” И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)

 

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. В Индии он принял мученическую кончину за то, что обратил ко Христу сына и жену правителя индийского города Мелипура (совр. Ченнаи или Мадрас). Он был заключен в темницу, претерпел пытки и, будучи пронзен копьями, отошел ко Господу. В Индии, в штате Керала проживает многочисленная этнорелигиозная группа, называющая себя “христиане апостола Фомы”, принадлежащая к нескольким церквам древне-восточной (нехалкидонской) традиции (это христианские церкви, которые сохраняют богословские и богослужебные традиции древневосточных христиан, не принявших учения IV вселенского собора).

 

Согласно церковному уставу, в день Антипасхи впервые после недели Мясопустной (масленницы) совершаются венчания. В народе седмица Антипасхи получила название “Красная горка”. Изначально языческий праздник восточных славян, означавший наступление весны и зарождение новой жизни, с распространением христианства Красная Горка соединилась с Антипасхой.

 

В Красную Горку обычно встречались молодые парни и девушки и знакомились для будущей семейной жизни. К сожалению, в наше время в России широко распространено грубейшее суеверие, согласно которому нежелательно венчаться в мае, “чтобы не маяться”. Наоборот, пасхальное радостное время, которое всегда совпадает с маем месяцем, является лучшим временем года для создания семьи и бракосочетания. Радость Пасхи Христовой, которая является знамением Божественной любви к человеческому роду, и радость супружеской любви, приводящая к созданию христианской семьи, гармонируют друг с другом.

(21)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *