Неделя 29-я по Пятидесятнице. Святых Праотец

24 декабря, в 29-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице, Святая Церковь предлагает Евангельскую притчу о иудеях, которые должны были хранить Закон Божий и соблюдать его, но не сохранили. Эта притча рассказана Христом израильскому народу, который был призван принять Христа Спасителя, уверовать и идти за ним – но этого не случилось.

 

Сказал Господь такую притчу: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово.

 

И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

 

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

 

И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. (Лк., 76 зач., 14, 16-24)

 

 

Прежде всего, эта притча отражает историю древнего Израиля, который Господь избрал, чтобы он был светом среди тьмы неверия и язычества. И сколько посылал до этого Господь пророков, но не слышал их Израиль. И в притче нынешней тоже не слышат избранные призыва Господнего.

 

Начинается притча словами «один человек сделал большой ужин и звал многих». Кто же этот человек? Кто же хозяин пира? А Хозяин пира – это Господь. Все, кого Он пригласил на пир, – иудеи.

 

Если проследить всю историю Ветхого Завета, то они на протяжении всего долгого времени ждали прихода в мир Мессии. А когда Господь пришел в мир – они отвергли Его. Почему же так получилось? Согласно притчи, причины их отказа вроде бы уважительные: один купил землю и ему надо посмотреть ее, второй купил пять пар волов и должен испытать их, третий – женился. И дела как бы важные и полезные, но они предпочли земное – небесному. Нам земля, а небо – Богу.

 

И здесь пусть каждый задумается, а разве он так не поступает? Разве не пытается обеспечить себя всем земным, а уже потом, когда-нибудь подумать о Боге?

 

И самое страшное, что насыщение земным – оно бесконечно. Человеку никогда не бывает достаточно. Даже имея много, хочется еще и еще приумножить – и так до бесконечности.

 

В данном случае, отказывая Господу, человек хочет принести земной плод, оставить за собой след. Но что это за след без Божьей благодати? Это путь в забытье и муки вечные. А ведь человек так часто предпочитает земную любовь, согласно его понимания и масштаба сердца – любви всеобъемлющей, безграничной, вечной любви Господней. Человек хочет получить удовольствие от земной любви, а потом когда-то в будущем войти в созерцание любви Божественной. Но так не бывает. Человек постоянно находит для себя важные, с его точки зрения, занятия и в своей суете не слышит голоса Господнего подобно древним иудеям.

 

Огорчает тот момент, что люди отказываются от Бога ради живых отношений с людьми, которых они считают друзьями, ради земных трудов, но впоследствии вот эта наша маленькая жертва в пользу людей и земного, она рассеивается в памяти людей, и любовь земная уже спустя время кажется не такой и великой, если не ошибкой в жизни… Любое счастье, любая радость очень быстро заканчиваются. И человек ради всего этого отказал Господу! А ведь Спаситель приготовил для нас вечное счастье и вечную радость.

 

Господь пригласил их, но отверг после того, как они не приняли то, что Спаситель сделал для человека. И дальше в притче Господин посылает слугу, чтобы он звал на пир «увечных, хромых и слепых.

 

В то время, когда народ Израиля считал себя богоизбранным народом, то есть все остальные в их глазах были слепые, убогие, хромые. И, когда отверг Христа народ Израиля, то наш народ оказался званным на пир Господень. И искали по всем городам и весям, улицам и переулкам вестники от Господа, языческие народы, чтобы привести в Церковь Божью. Но, если взять сегодняшний день, то эти нищие, хромые, больные – это мы с вами. Потому как грех настолько исказил нашу душу, что у нас нет духовного богатства, в нас нет веры, мы хромаем на обе ноги, не желая идти за Христом, мы слепы, потому что не видим пути спасения, не молимся друг за друга, не умеем любить и прощать. Мы погрязли в грехах и нуждаемся, чтобы Господь очистил нас. И видя наше духовное убожество, Господь нас приглашает на Свой пир веры и, проявляя к нам безграничное милосердие Божье, приводит нас к спасению души. И придя на торжество Церкви Христовой, мы получаем исцеление от слепоты, хромоты, увечий разного рода и обретаем неслыханное богатство – Божье благословение и благодать, которую никто отнять не сможет. А пребывая с Богом, мы пребываем на вечной трапезе.

 

Заканчивается притча словами «много званных, но мало избранных». Что это значит? У митрополита Антония Сурожского сказано: «Мало избранных не потому, что Бог строго выбирает, не потому, что Он мало кого находит достойным Себя, а потому что мало кто находит Бога достойным того, чтобы поступиться клочком земли, часом труда, мгновением ласки… Много призванных – все мы призваны. Кто же из нас отзовется? Достаточно на любовь ответить любовью, чтобы войти в пир вечности, в жизнь. Неужели мы не ответим на Божью любовь одним словом: Люблю Тебя, Господи!»

 

«Господь, придя в мир, основал Святую Церковь, чтобы мы с вами могли пребывать в единстве друг с другом, в единстве с Богом, и чтобы нам открылся смысл жизни – и мы получили духовную опору, радость и утешение. В Церкви все объединены верой в Спасителя мира, Господа Иисуса Христа и Святым Крещением. И Церковь – это прообраз Царства Небесного здесь на земле, и она борется с силами зла, поскольку есть Церковь торжествующая – где святые молятся за нас, пребывая с Богом, и Церковь воинствующая – это мы с вами, живущие в грехе, но кающиеся. И Церковь – это общество кающихся грешников.

И для нас с вами Святая Церковь и есть прообраз брачного пира, на который Господь приглашает людей. Но мы не отвечаем на призыв Господень и все дальше удаляемся от Бога, превращаясь из званных в отвергнутых Богом. Мы не заходим в открытые двери храмов, ссылаясь на более важные дела. На милосердие Господне мы отвечаем немилосердием к нашему ближнему. На прощение наших грехов Господом мы не прощаем и даже упрекаем людям, которые чем-то провинились перед нами.

Помните: каким судом вы судили, так будут судить и вас. От того, как мы поступим здесь на земле, будет зависеть наша будущая участь – быть с Господом в Царстве Небесном или быть там, где вечные муки и страдания.

Услышим же голос Божий, зовущий на вечную трапезу, не отвернемся от приглашения Божьего в Царство Небесное!

(12)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *